Автор Тема: О Законе Божьем (Моисеевом)  (Прочитано 3602 раз)

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 764
О Законе Божьем (Моисеевом)
« : Сентября 03, 2012, 09:29:49 pm »
Иреней Лионский (130-200 гг. по Р.Х.), книга «Доказательства апостольской проповеди»


Абзац 89.
Что Он не хочет возвращать искупленных к законодательству Моисея – ибо закон исполнен Христом – но что должно жить верою и любовью от Сына Божия по новому существу этого слова, об этом Исайя возвещает следующим образом: «Не вспоминайте прежнего и не помышляйте о том, что некогда произошло. Воистину я совершаю нечто новое, что уже является, и вы узнаете его. И я создам реки в пустыне и в безводной степи, чтобы поить избранный народ Мой, народ, который я приобрел для Себя, чтобы он возвещал славу Мою» (Ис.43:19–21). Пустыней же и степью прежде было призвание язычников, ибо ни Слово не проходило чрез него и не поил его Святой Дух, Который проложил новый путь благочестия и праведности и источил обильные потоки, т. е. распространил на земле Святого Духа, как Он обещал чрез пророков в последние дни излить Духа на всю землю.

Абзац 95.
Также и Моисей говорит во Второзаконии, что язычники будут первыми, а непокорный народ последним, и опять он говорит: «Вы раздражили Меня не Богом, и огорчили Меня своими суетными идолами; и Я раздражу вас не народом, народом неразумным огорчу вас» (Втор.32:21). Ибо они оставили Бога сущего и служили не сущим богам и умертвили пророков Божьих и пророчествовали для Ваала, который был идолом хананеев. Они также презрели Сына Божия, сущего, избрали разбойника Варавву, который был взят в убийстве (ср. Мк.15:7), они отреклись от вечного царя и исповедали своим царем временного кесаря (Ин.19:15). Таким образом, Богу угодно было даровать свое наследие неразумным язычникам и тем, которые не ходили в путях Божьих и не знали, что есть Бог. После того, как этим призванием нам дана жизнь, и после того, как Бог веру Авраама в Него вновь привел к совершенству в нас, я думаю, мы не должны более возвращаться к первому законодательству. Ибо мы получили Господа закона, Сына Божия. И чрез веру в Него мы научаемся любить Бога от всего сердца и ближних, как самих себя. Любовь же к Богу далека от всякого греха и любовь к ближнему не причиняет ближнему зла (ср. Рим.13:10).

Абзац 96.
Поэтому мы не имеем нужды ни в каком законе в качестве воспитателя; вот, мы говорим с Отцем и стоим пред Ним лицем к лицу, сделавшись младенцами в злобе и укрепившись в праведности и благопристойности. Ибо закон не будет больше говорить: «не прелюбодействуй» тому, кому никогда более не приходят (на мысль) похотливые пожелания в отношении к чужой жене; и закон не будет больше говорить: «не убий» тому, кто удалил от себя всякий гнев и всякую вражду; не будет говорить: «не пожелай дома ближнего своего, ни вола его, ни осла его» тем, которые совершенно не заботятся о земных вещах, но собирают небесные плоды; и не будет говорить: «Око за око и зуб за зуб» (Исх.21:24) тому, кто никого не считает свонм врагом, но всех своими ближними; поэтому он никогда не может простирать свои руки для отмщения. Нельзя требовать десятины от того, кто все свое имение приносит Богу и оставляет отца, мать и все свое родство и последует Слову Божию. И не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу. т. е. в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду. Ибо Я «Милости хочу, а не жертвы, – говорит Он, – и боговедения, а не всесожжения» (Ос.6:6). «Если же нечестивый закалает Мне вола, то это – то же, как если бы он убил пса; и приносящий в жертву хлеб то же, что приносящий свиную кровь» (Ис.66:3). Но всякий. кто призовет имя Господне, спасется (Иоил.2:32; ср. Рим.10:13). «Нет также другого имени Господня под небом, которым люди спаслись» (Деян.4:12), кроме имени Божия, т. е. Иисуса Христа, Сына Божия, Которому покорены также демоны и злые духи и все мятежные силы.
« Последнее редактирование: Сентября 03, 2012, 10:55:17 pm от Дмитрий »

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 764
О Законе Божьем (Моисеевом)
« Ответ #1 : Сентября 22, 2012, 06:01:19 pm »
Иустин Мученик (около 100-165 гг. по Р.Х.)


«Разговор с Трифоном-иудеем»

10. Когда они кончили, я снова начал свою речь к ним.
— Друзья мои, в чем вы упрекаете нас? В том ли, что мы живем не по закону, не обрезываем плоти, подобно вашим предкам, не соблюдаем субботы, как вы? Или вы осуждаете нас за нашу жизнь и нравы? То есть, не поверили ли и вы клеветам, будто мы едим плоть человеческую и после пированья гасим свечи и предаемся беззаконным совокуплениям? Или обвиняете нас в том только, что следуем такому учению и держимся мыслей, которые, по вашему мнению, ложны?
— Это последнее удивляет меня, — сказал Трифон, — а что касается до клевет, которые многие взносят на вас, они не достойны веры, так как противоречат человеческой природе. Но ваши правила в так называемом Евангелии я нахожу столь великими и удивительными, что, по моему мнению, никто не может исполнить их: я постарался прочитать их. Особенно же вот что смущает нас: вы выставляете благочестие свое и почитаете себя лучшими других, но ничем не отличаетесь от них и не превосходите язычников своею жизнью, — вы не соблюдаете ни праздников, ни суббот, не имеете обрезания, а полагаете свое упование на человека распятого и однако надеетесь получить благо от Бога, не исполняя Его заповедей. Не читал ли ты: “душа, которая не будет обрезана в восьмой день, истребится от рода своего”. Эта заповедь простирается и на иноплеменников и на купленных за деньги (Быт.17:12-14). А вы презрели этот завет вместе с последующими заповедями, и однако стараетесь убедить нас, что знаете Бога, хотя не соблюдаете ни одной из тех обязанностей, которые исполняют боящиеся Бога. Если можешь защититься в этом и показать нам, каким образом вы чего-нибудь надеетесь, когда не соблюдаете Закона, то с большим удовольствием мы выслушали бы это от тебя, и тогда можем подобным образом исследовать и прочее.


12. Новый закон повелевает вам соблюдать всегдашнюю субботу, а вы остаетесь при одном дне и думаете, что вы благочестивы, не соображая того, почему дана вам эта заповедь. Опять, если едите пресный хлеб, то говорите, что вы исполнили волю Божию, но не этим благоугождается Господь Бог наш. Если кто из вас виновен в клятвопреступлении или воровстве, пусть не грешит более; если кто блудник, пусть покается, и тогда он совершит истинную и приятную субботу Божию. Если кто имеет нечистые руки, пусть омоет, и будет чист.

18. Так как ты объявил, Трифон, что читал учение, преподанное Спасителем нашим, то не считаю неуместным того, что я присоединил несколько кратких изречений Его к словам пророческим. Итак, “омойтесь и будьте ныне чисты и отымите лукавства от душ ваших” (Ис.1:16): так Бог повелевает вам омыться этим омовением и обрезаться истинным обрезанием. Мы также соблюдали бы ваше обрезание по плоти и субботы и вообще все праздники, бели бы не звали, по какой причине они заповеданы и вам, именно по вашим грехам и грубости сердца.
Ибо если мы терпеливо переносим все нападения на нас злых людей и демонов, и даже среди несказанных образов смерти и мучений молимся о помиловании наших мучителей и по заповеди нового Законодателя никому не желаем и малейшего отмщения; то почему бы, Трифон, не соблюдать нам того, что нисколько не вредит нам, то есть плотского обрезания, суббот и праздников.


19. — Это подлинно достойно удивления, что вы переносите такие бедствия, а не соблюдаете всего того, о чем у нас теперь речь. Это потому, что обрезание необходимо не для всех, а только для вас, иудеев, чтобы, как я прежде сказал, вам подвергнуться бедствиям, которые вы справедливо терпите ныне. Мы не принимаем и вашего бесполезного омовения из водоемов, ибо оно ничто в отношении к тому крещению жизни. Поэтому и объявляет Бог, что вы оставили Его источник живой и вырыли себе водоемы сокрушенные, которые не могут держать воду. И вы, будучи обрезаны по плоти, имеете нужду в нашем обрезании, а мы, имея это, не нуждаемся в вашем. Если бы плотское обрезание было необходимо, как вы думаете, то Бог не сотворил бы Адама необрезанным, не призрел бы на дары Авеля, приносившего жертвы в необрезании плоти, не угодил бы Ему Енох необрезанный, так что он не был найден, потому что Бог взял его (Быт.5:24). Лот необрезанный спасся из Содома, потому что ангелы и сам Господь вывели его. Ной, начало нового рода, будучи необрезан, вошел с своими детьми в ковчег. Не обрезан был Мельхиседек, священник Вышнего, которому Авраам, первый принявший обрезание по плоти, дал десятину, и благословил его Мельхиседек, по чину которого Бог возвестил чрез Давида (Пс.109:4) поставить вечного священника. Итак, вам одним нужно было это обрезание, чтобы, как говорит Осия, один из двенадцати пророков, “люди были не люди и народ не народ” (Ос. 1:9). Все прежде названные праведники угодили Богу, не соблюдая субботы, и после них Авраам и все потомки его до времени Моисея, при котором народ ваш явился неправедным и неблагодарным пред Богом, сделавши в пустыне тельца. Посему Бог, снисходя к слабости народа, повелел приносить и жертвы только во имя Его, чтобы вы не идолопоклонствовали, а вы этого не соблюли, но даже закололи детей своих в жертву демонам. Он повелел вам также соблюдать субботу для того, чтобы вы помнили Бога, как на это указывает изречение Божие: “чтобы вы знали, что Я Бог избавитель”.

23. Если мы не признаем этого, то должны будем впасть в нелепые мысли: или будто бы не один и тот же Бог был во дни Еноха и всех других, не знавших ни обрезания плотского, ни соблюдавших субботы и других установлений, предписанных Моисеем, или будто Богу угодно было, чтобы род человеческий не всегда совершал одни и те же праведные дела; думать так явно смешно и глупо. Но мы должны исповедывать, что Бог, будучи всегда один и тот же, предписал эти и им подобные действия по причине людей грешников, и таким образом можем признавать Его человеколюбцем, провидящим будущее, вседовольным, правосудным и благим. Если что не так, то отвечайте мне, государи мои, как вы думаете об этом предмете?
Никто не отвечал. Тогда я начал:
— Вот, Трифон, тебе и желающим быть прозелитами я расскажу то божественное учение, которое я слышал от того мужа. Вы видите, что стихии не бывают праздны и не соблюдают субботы. Пребывайте так, как вы родились. Если до Авраама не было нужды в обрезании, а до Моисея в субботе, в праздниках и приношениях, то и ныне, когда, по воле Отца, Сын Божий Иисус Христос родился без греха от Девы из рода Авраамова, также нет в них нужды. Да и сам Авраам, будучи еще в необрезании, был оправдан и получил благословение за веру, которую имел к Богу, как показывает Писание (Быт.15:6); обрезание же он получил, только как знамение, а не для оправдания, что вынуждают нас признать и Писание и самое существо дела. Поэтому справедливо сказано о том народе: “истребится из рода своего всякая душа. которая не обрежется в восьмой день” (Быт.17:14). И неспособность женского пола к плотскому обрезанию доказывает, что это обрезание дано, как знамение, а не как дело праведности; Бог так сотворил женщин, что и они также могут исполнять все святое и добродетельное. Мы видим, что телесное устройство мужчины и женщины различно, но знаем, что и тот и другая праведны или неправедны не на этом основании, но по отношению к благочестью и добродетели.


27. — Но зачем ты, — возразил Трифон, — приводишь из пророчеств только такие места, которые благоприятствуют тебе, а не упомянул о тех, где ясно повелевается хранить субботу? Вот слова Исаии: “когда ногу свою удержишь от суббот, чтобы не исполнять прихотей своих в день святой, будешь называть субботы днями приятнейшими, посвященными Богу твоему, не двинешь ноги своей на дело и не скажешь слова из уст своих, и будешь уповать на Господа; тогда Он приведет тебя к благам земным и снабдит тебя наследием Иакова, отца твоего: уста Господни сказали это” (Ис.58:13-14).
— Друзья, — отвечал я, — я опустил и другие пророческие изречения не потому, что они, противоречат мне, а потому, что вы знаете и должны знать, что если Бог чрез всех пророков повелевает исполнять то же, что повелел чрез Моисея, то за ваше жестокосердие и неблагодарность к Нему Он повторяет одно и тоже, чтобы хоть таким образом некогда раскаялись и угодили Ему, чтобы не закалали своих детей в жертву демонам и не были “сообщниками воров, любящими дары и гоняющимися за воздаяниями, отказывающими в защите сирым и невнимательными к суду вдовы, и наконец, чтобы руки ваши не были наполнены кровью” (Пс.105:37). “Ибо дочери Сиона ходили с высокою шеей, играя миганием глаз и вместе таща хитоны свои” (Ис.3:16). “Все уклонились, вопиет Бог, все стали негодными: нет мудрого, нет даже одного. Языками своими они обманывали, горло их гроб открытый, яд аспидов за губами их, разрушение и несчастие на путях их, и пути мира они не знали” (Пс.13:2-9). Итак, как вначале Бог возложил на вас эти заповеди за грехи ваши, так за ваше упорство в них или лучше за умножение их Он повторением одного и того же возбуждает вас к воспоминанию и познанию Его. Но вы народ жестокосердый, неразумный, слепой и хромой, и “сыны, у которых нет веры”, как Сам говорит, “почитающие Его только устами, а сердцем далекие от Него, учащие своему учению, не Его” (Втор.32:20; Ис.29:13). Еще, скажите мне: неужели Бог хотел, чтобы первосвященники грешили, принося жертвы в субботы или грешили обрезывавшиеся и обрезывающие других в день субботний, когда Бог велит непременно обрезывать рожденных в восьмой день, хотя бы он был день субботы? Если Он знал, что нечестиво обрезание в субботу, разве не мог повелеть совершать его над рожденными днем прежде или после субботы? или почему Бог не научил исполнять те же постановления людей праведных, живших до Моисея, которые назывались праведными и были приятны Ему, хотя не обрезывались и не соблюдали субботы?


29. Соединимся все народы я вместе прославим Бога за то, что Он и на нас призрел; прославим Его чрез царя славы, чрез Господа сил. Ибо Он явил благоволение свое и к язычникам, и жертвы наши для Него приятнее ваших. Итак, какая нужда мне в обрезании, когда я имею в свою пользу свидетельство от Бога? Какая польза в таком крещении мне, крещенному Духом Святым? В этом, думаю, мне можно убедить даже тех, которые имеют малое разумение. Не мною сочинено такое учение и не человеческим искусством оно разукрашено, но Давид его воспел, Исаия благовестил, Захария проповедал, Моисей написал. Знаешь ли его, Трифон? Оно находится в ваших писаниях, или лучше, не в ваших, а в наших, потому что мы веруем им, а вы читаете и не понимаете смысла их. Не досадуйте, не укоряйте нас за необрезание телесное, которое Сам Бог установил, и не ужасайтесь, что мы и в субботу пьем горячую воду, потому что Бог и в этот день управляет миром также, как и во все прочие, и первосвященникам повелено приносить жертвы и в тот день, как в прочие; и столько было праведных, засвидетельствованных Самим Богом. которые не соблюдали ни одного из этих постановлений закона.

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 764
О Законе Божьем (Моисеевом)
« Ответ #2 : Сентября 22, 2012, 06:02:21 pm »
Иустин Мученик (около 100-165 гг. по Р.Х.)


«Разговор с Трифоном-иудеем»

43. Итак, если обрезание началось с Авраама, а суббота, жертвы, приношения и праздники со времен Моисея, и доказано, что они установлены по жестокосердию вашего народа, то все это должно было прекратиться с пришествием Сына Божия, Христа, Который по воле Отца родился от Девы из рода Авраамова, от племени Иуды и Давида, и о Котором было предсказано, что Он придет, как вечный закон и новый завет для всего мира, как это видно из прежде приведенных пророчеств. Мы же, пришедшие чрез Него к Богу, приняли не плотское обрезание, но духовное, которое соблюдали Енох и другие; его мы приняли по милосердию Божию чрез крещение, так как были грешны, равно и всем можно принять его подобным образом.

46. — Но если кто и ныне, — спросил меня Трифон, — захочет жить по Закону Моисееву и вместе уверует в этого Иисуса распятого и будет признавать, что Он Христос Божий, что Ему дана власть судить всех без изъятия и царство Его вечно, то могут ли спастись и такие?
— Обсудим вместе, — сказал я, — нужно ли и теперь соблюдать все предписанное Моисеем?
— Нет, — отвечал он, — мы знаем, что, как ты сказал, ни агнца пасхального нельзя закалать где-либо в другом месте, ни козлов во время поста, как велено, нельзя приносить, ни всех других жертв.
— Итак, скажи сам, прошу тебя, — сказал я, — какие постановления можно соблюдать? тогда ты убедишься, что вполне можно спастись, не соблюдая и не исполняя этих вечных постановлений.
— Мы можем соблюдать субботы, — отвечал он, — обрезываться, соблюдать месяцы, омываться, если прикоснемся к чему-нибудь запрещенному Моисеем, или после полового совокупления.
— Тогда, — возразил я, — могут ли, по вашему мнению, спастись Авраам, Исаак, Иаков, Ной, Иов и другие подобно им праведные люди, жившие до них и после них, — я разумею также: Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, Рахиль, жена Иакова и Лия и прочие подобные женщины, даже до матери Моисея, верного раба Божия? Ничего такого они не соблюдали.
— Разве Авраам и его потомки не были обрезаны? — отвечал Трифон.
— Знаю, — сказал я, — Авраам и его потомки были обрезаны; а почему дано было им обрезание, я подробно изъяснил прежде, и если сказанное доселе не убеждает вас, то еще исследуем этот предмет. Вы знаете, что ни один праведник до Моисея не соблюдал и не получал заповеди соблюдать ни одного из этих постановлений, о которых у нас теперь идет речь, кроме обрезания, получившего свое начало от Авраама.
— Знаем, — сказал он, — и признаем, что они спасутся.
— Поймите, — опять я сказал, — что все подобные заповеди даны вам Богом чрез Моисея по жестокосердию вашего народа для того, чтобы вы, чрез эти многочисленные постановления, во всяком деле имели всегда пред глазами своими Бога и не решались на беззаконные и нечестивые дела. Так Бог велел вам носить на себе красный лоскут (Чис.15:38-40), чтобы чрез него вы не забывали Бога; Он повелел вам еще носить ладанку (Втор.6:6-8) из небольших полос пергамена с изображением букв, которые, конечно думаем мы, были священны; и это со стороны Бога было возбуждением вас к непрестанному памятованию о Нем и вместе служило обличением в душах ваших. А вы нимало не сохранили памяти о Богопочтении, и даже посредством этого не убедились не служить идолам: но во времена Илии, перечисляя не преклонивших колен Ваалу, Бог назвал только семь тысяч, и в книге Исаии обличает вас за то, что приносили детей своих в жертву идолам. Напротив мы за то, что не приносим жертв тем, которым некогда приносили, терпим ужаснейшие мучения, и радуемся, когда нас убивают, веруя, что Бог воскресит нас чрез Своего Христа и сделает нетленными, свободными от страдания и бессмертными. Но мы знаем, что установления, данные вам по жестокосердию народа вашего, нисколько не способствуют к праведности и святости.


47. — Но спасется ли, — спросил опять Трифон, — тот, кто, сознавая, что это верно, признал этого Христа, верует и повинуется Ему, сверх того захочет соблюдать и эти постановления?
— По моему мнению, Трифон, — сказал я, — такой спасется, если только не будет стараться всячески склонять к соблюдению того же и других людей, то есть язычников, чрез Христа обрезавшихся от заблуждения, и не будет утверждать, что они не могут спастись, если не будут соблюдать тех постановлений, как и ты сделал в начале нашей беседы, высказывая, что я не спасусь без соблюдения их.

— Зачем ты сказал: “по моему мнению, такой спасется”, разве есть люди, отвергающие возможность спасения для таких?
— Есть, Трифон, — отвечал я, — они боятся даже иметь общение в беседе или в пище с такими людьми; но я не согласен с ними. Если кто по слабости духа захочет соблюдать и некоторые, какие можно ныне, из постановлений Моисея, данных по нашему мнению ради жестокосердия вашего, и при этом будет уповать на Христа и исполнять вечные и естественные правила справедливости и святости, жить с христианами и верующими, но как я уже сказал, не будет склонять их обрезываться, как он сам, соблюдать субботы и другое подобное, то, я думаю, таких должно принимать и иметь общение во всем с ними, как с родственниками и братьями.
Если же, Трифон, — говорил я, — кто из рода вашего говорит, что он верует в этого Христа, но всячески принуждает уверовавших во Христа язычников жить по Закону Моисееву или не хочет иметь общения с ними в жизни, то таких и я не принимаю. Впрочем, думаю, что могут спастись те, которые убеждены ими соединять с исповеданием Христа Божия и соблюдение Закона. Но никаким образом, по моему мнению, не спасутся те, которые, уверовавши и признавши Его Христом, по какой-нибудь причине обратились к иудейскому Закону, отвергли Христа и не покаялись прежде смерти. Не спасутся также и те, которые, происходя от семени Авраама, живут по закону и прежде кончины своей не уверовали в этого Христа, особенно же те, которые проклинали и проклинают верующих в этого Самого Христа, чтобы достигнуть спасения и освободиться от наказания огнем. Милосердие, человеколюбие и неизмеримое богатство милости Божие, по словам Иезекииля, кающегося во грехах принимает как праведного и безгрешного; а того, кто от благочестия или праведности впадает в нечестие и беззаконие, признает грешником, неправедным и нечестивым. Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: в чем Я найду вас, в том и буду судить.

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 764
О Законе Божьем (Моисеевом)
« Ответ #3 : Марта 05, 2015, 01:15:57 am »
Киприан Карфагенский (...-258 г. по Р.Х.),
"Три книги свидетельств, против Иудеев", книга 1

Цитировать
IX. Что прежний закон, данный Моисеем, прекратится
   У Исаии: «тогда явлени будут печатлеющии закон,еже не учитися. И речет: пожду Бога, отвращшаго лице свое от дому Иаковля, и уповая буду нань» (Ис.8:16—17). Также в Евангелии от Матфея: «вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша» (Мф.11:13).

Х. Что дастся закон новый
   У Михея: «яко от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. И разсудит среди людий многих и изобличит языки крепки» (Мих.4:2—3). Также у Исаии: «от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима, и судити будет посреде язык» (Ис.2:3—4). И в Евангелии от Матфея: «и се, глас из облака глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих, Того послушайте» (Мф.17:5).

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 764
О Законе Божьем (Моисеевом)
« Ответ #4 : Июля 02, 2016, 02:54:53 pm »
Апостол Варнава (? -61)
"Послание Варнавы"


Цитировать
Глава 15

   Далее, и о субботе написано в десяти словах, которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицом к лицу: «и освящайте субботу Господню руками чистыми и сердцем чистым» (Исх. 20:8; Втор. 5:12; Пс. 23:3-4). И в другом месте Он говорит: «если сыны мои будут соблюдать субботы, то Я буду изливать милость Мою на них» (Иер. 17:24-25). О субботе упоминает Писание и при начале творения: «и сотворил Бог в шесть дней дела рук своих, и покончил в день седьмой, и успокоился в тот день и освятил его» (Быт 2:2). Замечайте, дети, что значит: «покончил в шесть дней». Это значит, что Господь покончит все в шесть тысяч лет; ибо у Него день равняется тысяче лет. Он Сам свидетельствует об этом, говоря: «вот настоящий день будет как тысяча лет» (Пс 89:5; 2Пет 3:8). Итак, дети, в шесть дней, то есть в шесть тысяч лет, покончится все. «И успокоился в день седьмой». Это значит, что когда Сын Его придет и уничтожит время беззаконного, совершит суд над нечестивыми, изменит солнце, луну и звезды, тогда Он прекрасно успокоится в седьмой день. Притом сказано: «освящай его руками чистыми и сердцем чистым».
   Итак, мы заблуждали бы, если бы думали, что кто-нибудь, не имея сердца во всем чистого, может ныне освятить тот день, который освятил Бог. Следовательно, тогда только кто-нибудь прекрасно успокоится и освятит его, когда мы будем в состоянии делать праведное, получивши обетование, когда не будет уже беззакония, и все чрез Господа станет новым. Тогда мы будем в состоянии освятить тот день, освятившись наперед сами. Наконец, Бог говорит иудеям: «новомесячий ваших и суббот ваших не терплю» (Ис 1:13).
Смотрите, как Он говорит: неприятны Мне нынешние субботы, но те, которые Я определил и которым наступать тогда, когда, положив конец всему, сделаю начало дню осьмому, или начало другому миру. Поэтому мы и проводим в радости осьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых, и после того, как явился верующим, вознесся на небо.