Автор Тема: Суд Божий в ослеплении людей (Ис 6:10; Ин 12:39-40; Мт 13:15; Дея?  (Прочитано 9127 раз)

Оффлайн Slava

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 266
Предлагаю прочитать статью из книги "Ветхий Завет на страницах Нового Завета" , интересное объяснение мест Библии, в которых затрагивается слепота людей по отношению к истине.

Рассматривается текст Писания Ин. 12,40

А. Новозаветный контекст.

Суд Божий в ослеплении иудеев по отношению к Иисусу

Ин. 12, 40
греческий текст:
....τύφλωκ6ν αυτών τους οφθαλμούς ка! τώρω06ι׳ αυτών την καρδίαν, 'ίνα μή 'ίδωσιν τοις όφθαλμοΐς και νοήαωοιν τη καρδία και στραφώοιν, και ίάσομαι αυτούς.
синодальный перевод:
... народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразу-меют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

МТ Втор. 6, 13
массоретский текст:
השמן לב־העם הזה ואזניו הכבד ועיניו השע

פן־יךאה בעיניו ובאזגיו ישמע ולבבו ןבין ושב

וו־פא לו

LXX Ис. 6. 10
септуагинта:
... έτταχύνθη γαρ ή καρδία τοΰ λαού τούτου καΐ τοις ώσ'ιν αυτών βαρέως ηκουσαν καΐ τούς οφθαλμούς αυτών έκάμμυοαν μήττοτί 'ίδωσιν τοις όφθαλμοΐς και τοις ώσίν άκούσωοιν και τη καρδία ουνώσιν και 6πιοτρίψωσιν και Ιάοομαι αυτούς.

СПИс. 6, 10
синодальный перевод:
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Ссылка на Ис. 6, 10 в Ин. 12, 40 — вторая из двух обращений евангелиста к книге пророка Исаии в начале завершающего отрывка первой час-ти Евангелия. Итак, Исайя призван произнести окончательное обвинение иудеям, не принявшим Иисуса как Христа и Сына Божьего. В обоих случаях показано, что поведение иудеев «исполняет» Писание; тем самым начинается серия цитат из ВЗ, которые подчеркивают исполнение Писания в служении и смерти Иисуса. В первом случае неверие иудеев показано как типологическое отображение неверия иудеев перед лицом Божьей вести чрез пророка Исайю. Во втором случае неверие иудеев и неприятие ими Иисуса названы даже последствием того, что Бог явил свой суд, ожесточив сердца иудеев. Как говорит евангелист: «Потому не могли они веровать» (Ин. 12, 39). Это утверждение перекликается с вы-сказанным ранее Иисусом осуждением иудейских правителей в связи с их духовной слепотой и гордыней (Ин. 9, 39-41) и его утверждением, что иудейские правители не уверовали, потому что они не из его овец (Ин. 10, 26). Ис. 6, 10 цитируется другими авторами НЗ ср. Мф. 13, 13-15 и парал.; Деян. 28, 26-27), что Ч. X. Додд (Dodd 1952: 38-39) рассматривает как свидетельство в пользу того, что Ис. 6, 10 служило в ранней церкви в качестве testimonium, причем его основной функцией было обоснование миссионерства среди язычников (см. тж. Michaels 1989: 233).
« Последнее редактирование: December 03, 2012, 04:49:16 PM от Slava »
Правды ищи, дабы ты был жив ...

Оффлайн Slava

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 266
Суд Божий в ослеплении людей ....
« Ответ #1 : December 03, 2012, 04:44:52 PM »
Б. Ветхозаветный контекст Ис. 6, 10

Важно рассматривать Ис. 6, 10 в контексте всей главы и в структуре книги в це-лом (см. Evans 1989а: 17-52; Robinson 1998). Шестая глава книги пророка Исаии начинает новый эпизод, на что указывают хронология, упоминание в первом лице (гл. 7 написана в третьем лице; ср. 3 Цар. 22, 17.19-23; Ам. 7, 1-9; Зах. 1, 8-6, 8; и видения Иеремии и Иезекииля), и монолог. Главу открывает эпизод перед престо-лом (Ис. 6, 1-4), после которого описано очищение пророка от греха (Ис. 6, 5-7), определение задачи в отношении «этого народа» (Ис. 6, 8-10), вопрос «Надолго ли, Господи?» (Ис. 6, 11) и следующий за ним вопрос о судьбе тех, кто выживет и возвра-тится (Ис. 6, 12-13; ср. Быт. 18, 23-25).

Вопреки общепринятому мнению, Ис. 6 не является «повествованием о призвании», как, например, Иез. 1. «Послать» никогда не используется в смысле призвания, но всегда в значении конкретной миссии или послания — и скорее отмечает завершение раздела об Озии (ум. 740 до н. э.) (см. связи между Ис. 1, 2-9 и 6, 9-10 приведенные в Robinson 1998: 177). Цель этой главы — в том, чтобы показать, что Божьи действия по отношению к Израилю и Иудее будут такими же, какими они были во дни Озии, пока не пробьет час последнего суда. Итак, Ис. 6 «принадлежит к совокупности откровений, в которых Бог сообщает (и в какой-то мере - обосновывает) свое решение совершить суд» (Watts 1985—1987: 1:72; см. цитируемые там примеры).

В Ис. 6, 9 показано, как Бог принимает предложение добровольца: «Вот я, пош-ли меня» (Ис. 6, 8), и посылает его к «этому народу» — то есть, Израилю, народу, состоящему в завете с Богом (ср. Ис. 1, 3; 2, 6; 3, 12.15; 5, 13.25; 8, 6.11; в отличие от более благосклонного выражения «мой народ» в других местах еврейских Писаний; см. Oswalt 1986—1998: 1:188). Из МТ очевидно, что ожесточение народа против за-мысла Божьего - результат не просто их изволения, но активного действия со сто-роны посланника-пророка. Это подобно посыланию духа лживого в 3 Цар. 22, 20-23 и ожесточению сердца фараона в повествовании об исходе (ср., напр., Исх. 8, 32 с 9, 12; см. тж. Рим. 9, 17-18).

Итак, успех Исаии не зависит от положительного отклика народа и не опре-деляется им - он состоит лишь в верном исполнении полученного Богом (Oswalt 1986-1998: 1:189-90, цитируя Jenni 1959: 338). Успехом было бы и послушание как отклик благосклонных слушателей, и неприятие пророческого послания с последу-ющим судом, если понимать успех как выполнение воли Божьей в его посланнике и его посланником (см. всю книгу пророка Иеремии). Однако же обычно откровение должно вести к тому, чтобы народ не только видел и слышал, но также понимал и изменялся (или «обращался») и получал исцеление. Это указывает на нерациональ-ность и греховность ожесточения Израиля.

Не протяжении всей книги пророка Исаии духовное состояние народа описыва-ется как глухота и слепота (напр., Ис. 1, 2-9; 6, 9-10; 29, 9-24; 42, 18-20.23; 44, 6-28, особ. ст. 18). Хотя Бог избавил Ахаза, царя Иудеи, от сиро-ефрамитской угрозы (Ис. 7 — 8 [732 до н. э.]) и чудесным образом ответил на молитву Езекии об избавле-нии от ассирийского правителя Сеннахирима (Ис. 37, 17), израильтяне не увидели руку Божью в ассирийском вторжении и пленении, пережитом северным царством в 722 до н. э.. Так Израиль оказался неспособен распознать Божье действие в суде и избавлении (Robinson 1998: 179-81), что привело к ожесточению, которое, в конеч-ном счете, вызвано действием самого Бога.
Правды ищи, дабы ты был жив ...

Оффлайн Slava

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 266
Суд Божий в ослеплении людей ....
« Ответ #2 : December 03, 2012, 04:45:46 PM »
В. Ис. 6, 10 в иудаизме

Отрывок Ис. 6, 9-10 играл важную роль в Кумране, Септуагинте, Таргуме, Пешитте и у рабби (Evansl989: гл. 2, 3, 4, 5, 11). Ис. 6, 9-10 упоминается в lQIsaa col. VI: 2-5, где смысл отрывка изменен: вместо провозглашения суда - предостережение и помощь избранным в защите от зла (Evans 1989а: 56). Хотя понятие ожесточения и присутствует в свитках Мертвого моря (Evans 1989а: 58—59), кумраниты считали, что их глаза и уши отверсты для духовной истины, а сердца их обращены к Богу.

Ис. 6, 9-10 представлен и в Таргуме Иоанафана, где жесткость еврейского текста смягчена несколькими способами. Во-первых, повелительное наклонение замене-но на изъявительное, отчего намеченный результат действий пророка превратился в описание ожесточенного состояния народа. Во-вторых, пророку надлежит ожес-точать сердца людей только в том случае, если они не покаются. И в-третьих, гово-рится об ожесточении лишь части народа, противопоставленной верующему остатку (Evans 1989а: 75-76).

Рабби также цитируют Ис. 6, 9-10 (Evans 1989а: 138-42). Наиболее раннее упоми-нание найдено в Мехилта де-рабби Ишмаэль, где освещается свойственный израиль-тянам цикл ожесточения, за которым следует прощение, начавшийся с Исх. 19, 2а. В Вавилонском талмуде содержатся две ссылки: в b. Rosh Hash. 17b Рабби Йоханан говорит о «силе покаяния, которое... отменяет вынесенный человеку окончатель-ный приговор»; подобным образом, в b. Meg. 17b рабби говорят о «целительной силе прощения».

Г. Текстологические вопросы

Цитата из Ис. 6, 10 в Евангелии от Иоанна не соответствует полностью ни МТ, ни LXX (Freed 1965: 82-88; Evans 1982с; Tyler 1989; Schuchard 1992: 91-93; Menken 1996a: 99-122). Ч. Гудвин (Goodwin 1954 [ср. Schuchard 1992: 97, 106]) предполагает, что Иоанн, возможно, цитировал LXX по памяти. Э. Д. Фрид (Freed 1965: 85-87) по-лагает, что Иоанн опирался на еврейский текст, но был Павел влиянием LXX. Другие считают, что Иоанн использовал таргумический источник (Barrett 1947: 167; Evans 1982b: 127—35; ср. Мк.4, 10-12; Ин. 12,41), или что на формулировку у Иоанна могли повлиять другие подобные тексты из Исаии (ср., напр., Ис. 29, 10.14; см. Evans 1982с: 135). Однако в этом вопросе трудно прийти к какому-либо определенному выводу.

В оригинальном еврейском тексте пророк получает указание ожесточить сердца народа. Ему нужно сказать народу: «Воистину слушайте [букв, «слышьте слушани-ем», использование инфинитива в качестве наречия; ср. Быт. 2, 17] и не разумейте, воистину смотрите - и не узнайте». Ему указано: «заставь огрубеть сердце народа сего, уши их отяжели и очи их помути, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем [отметим хиазм: «сердце-уши-очи-уши-сердце»], и не обра-тятся, и не исцелятся». И напротив, в LXX (цит. в Мф. 13, 14-15; Деян. 28, 25-27) написано: «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули» - возлагая ответственность на слушателей, а не на Бога, в очевидной попытке избежать богословской проблемы, поставленной в МТ, где Божий пророк оказывается фактором ожесточения народа.

Иоанн, в соответствии с МТ (и в отличие от LXX), сохраняет понятие Божьего суда, выразившегося в ожесточении народа (трудно выбрать между текстовыми ва-риантами eperdsen, «он повредил» [φ66 75 א К W] - это более жесткое прочтение - и eporosen, «он ожесточил» [А В* L Θ Ψ/3 33]; Менкен [Menken 1996а: 101—4] отдает предпочтение первому, однако большинство комментаторов предпочитают второй). В то же самое время автор четвертого Евангелия, в отличие от МТ (где, как мы отме-чали, речь идет о сердце, ушах, глазах и затем — обратно от слуха к зрению и пони-манию), не упоминает о слухе и сосредотачивается на зрении (Lieu 1988), вероятно, ввиду того, что в Ин. 12, 37 он упоминает о «знамениях» Иисуса (Barrett 1978: 431; Keener 2003: 883), а также, возможно, ввиду того что зрение в исходной структуре является кульминационным элементом (см. Carson 1991: 449; ср. Barrett 1978: 431; полезное сравнение и краткое обсуждение форм Ис. 6, 10 в МТ, LXX, и у Иоанна: см. Brown 1966-1970: 486).

Заменяя концентрическую структуру еврейского текста и LXX на параллельную, автор четвертого Евангелия пишет: «Он ослепил глаза их и окаменил (или 'поразил') сердце их, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем» (в СП перевод отличается. -Прим. перев.) В контексте Евангелия от Иоанна это означает, что люди видели зна-мения, но их зрение (очами) не сочеталось с разумением (сердцем) (ср. Ин. 9, 39). Итак, Иоанн упрощает исходную цитату, адаптируя и МТ, и LLX, чтобы показать прямую связь между видением и верованием.
Правды ищи, дабы ты был жив ...

Оффлайн Slava

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 266
Суд Божий в ослеплении людей ....
« Ответ #3 : December 03, 2012, 04:47:16 PM »
Д. Использование Ис. 6, 10 в Ин. 12, 40

В контексте повествования Иоанна, обращение к Ис. 6, 10 в Ин. 12, 40 восхо-дит к исцелению слепорожденного в Ин. 9 и завершающему осуждению Иисусом иудейских правителей за их духовную слепоту и неприятие божественного откро-вения в Ин. 9, 39-41 (см. тж. Ин. 11, 37). В данном случае метафорическая природа этого предшествующего повествования переносится в контекст проповеди Исаии, где еврейский народ обвинен в невосприимчивости к Божьей вести суда и спасе-ния (см. выше §Б). Так показано, что Ис. 6, 10 пророчески включает в себя и реак-цию иудеев на исцеление Иисусом слепого в Ин. 9, и их отклик на другие знамения Иисуса, явленные в их присутствии (Ин. 12, 37). Однако видение пророка о возвра-щении зрения и слуха (Ис. 29, 17-21; 35, 4-5; 43, 8) исполнится в верующем остатке (Ин. 20, 30-31) (см. Robinson 1998: 181-83).

Подобно другим евангелистам, основная апологетическая задача автора чет-вертого Евангелия - объяснить, почему Мессию, предсказанного в еврейс-ких Писаниях, отверг его же народ, иудеи (отметим, что если в синоптических Евангелиях Ис. 6, 9-10 цитируется для того, чтобы объяснить непонимание толпа-ми учения Иисуса в притчах, Иоанн применяет цитату ко всему служению Иисуса; см. Michaels 1989: 231—32). Отвечая, Иоанн указывает, что Писание предвещает не только страдания Мессии (см. особ. Ин. 19, 24.28.36-37), но и неприятие его сво-им же народом. Более того, согласно Иоанну, это неприятие — не просто результат ожесточения народа против Божьего вестника и его вести, но часть изначального замысла и предназначения Божьей пророческой вести (Menken 1996а: 109-10; contra Пэйнтер [Painter 1994], который считает, что ослепление было результатом дейс-твия сатаны). Следовательно, ожесточение народа вовсе не противоречило Божьему замыслу во Христе - народ, сам того не ведая, послужил исполнению Божьего за-мысла, оставаясь при этом полностью ответственным за свои действия (о теодицее, см. Borchert 1996-2002: 2:63-65).

Итак, завершая повествование о публичном служении Иисуса иудеям (ср. воз-можное inclusio с Ин. 1, 11; см. Keener 2003: 883), автор четвертого Евангелия пока-зывает, что, невзирая на неприятие иудеями Иисуса как Мессии, все происходит в соответствии с замыслом - по Писанию Мессии надлежит пострадать (см. коммен-тарий к гл. 18 - 19 ниже), и неприятие Иисуса иудеями на самом деле исполняет Писание, а не противоречит ему. Следовательно, евангелист выполнил свое задание: он показал, что Писания предсказывают и типологически предвещают распятого Мессию (см. слова о «вознесении» в Ин. 3, 14; 8, 28; 12, 32), и что неприятие этого Мессии евреями не представляет такой проблемы, какую из этого делали те, кто не понимал этой части смысла Писания.

Более того, служение самого Иисуса иудеям, изложенное в первых двенадца-ти главах Евангелия от Иоанна, хотя и завершается на ноте неприятия и неудачи, на самом деле исполняет Божий замысел: Божья слава была явлена во Христе и чрез него, в соответствии с видением Иоанна Крестителя (Ин. 1, 23; ср. Ис. 40, 3; см. тж. Ин. 1, 32), и то и другое - результат совершенного послушания и полного повиновения Сына Отцу (тема «посланного» у Иоанна); а также через мессианские знамения и исполнение символизма, присущего разнообразным иудейским празд-никам и установлениям. И Иисус, и евангелист видят в неприятии со стороны иу-деев противление мира и враждебность сатаны, но заботятся о том, чтобы Бог был прославлен на кресте и через него, а не вопреки или помимо него (ср. Ин. 12, 27-33).

Как мы уже кратко отмечали выше, говоря об Ин. 12,38, Ис. 6, 10 в свою очередь восходит к неверию Израиля во время исхода (Evans 1989а: 134-35). Особенно поу-чителен текст Втор. 29, 2-4: «Вы видели все, что сделал Господь пред глазами ваши-ми в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса; но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слы-шать». Итак, Иоанн, цитируя Ис. 6, 10, обращается не только к этому отрывку, но указывает на преемственность, простирающуюся от начала существования Израиля как народа при Моисее через времена пророков и до дней Иисуса. Неверие народа в ответ на откровение, данное через Моисея, Исайю и Иисуса — это часть типоло-гической сети, объединяющей народ Божий на протяжении истории спасения и по-казывающей человеческое противление божественному откровению вопреки тому, что Бог щедро даровал искупление.

Е. Богословское значение

В этой цитате из Писания связаны между собой вера (или ее отсутствие) и Божье действие («мышца Господня). «Даже неверие играет некую роль в замыс-ле Божьем» (Morris 1995: 536). Как мы отмечали выше, Иоанн здесь объясняет тот факт (удивлявший некоторых иудеев), что евреи, избранный народ Ветхого Завета, не приняли своего Мессию. Его ответ, не снимая ответственности с иудеев за их от-каз поверить (ср. Ин. 19, 11-12.15), показывает, что за неприятием Мессии иудея-ми стоит Божий суд в виде ожесточения сердец народа. Будучи в некотором смысле парадоксальной, теодицея Иоанна помещает выбор человека в рамки более широ-кой категории Божьего замысла спасения, реализованного в истории, тщательно балансируя обоюдоострую истину божественного всевластия и человеческой от-ветственности, подход Иоанна, который можно охарактеризовать, как безусловно «предестинарианский», но при этом «компатибилистический» (Carson 1991: 447-49; Ridderbos 1997: 444-45; Barrett 1978: 431).

Но как мог Божий замысел включать ожесточение людей с тем, чтобы они не уверовали и не исцелились? Явного обоснования не приведено, однако можно еде-лать вывод, что важнее всего — откровение Божьей природы и падшего состояния человека через публичное служение и страдание Иисуса Христа. Верное исполнение порученного Исайей и послушное следование Иисуса Божьему замыслу (ср. цитату из Ис. 53, 1 в Ин. 12, 38) также способствуют славе Божьей и показывают, что Бог верен себе и своему завету, верен даже в суде над человеческим грехом, что явле-но в лице Иисуса Христа и в его служении. В контексте первой части Евангелия от Иоанна, это откровение наиболее заметно в том, что Иисус совершил (семь) месси-анских знамений.

Более того, можно утверждать, что замысел Божий не мог не включать воз-можности отказаться от спасения. Как пишет Дж. Н. Освальт (Oswalt 1986-1998: 1:189п12): «Ошибочно считать, будто к добровольному, любящему упованию мож-но принудить. Оно или дается по доброй воле, или нет». Поэтому, хотя во власти Божьей, несомненно, было бы заставить все творение уверовать, это нарушило бы принцип добровольного, сознательного послушания и веры со стороны людей, от-ветственных за свои действия, и лишило бы смысла само понятие какого-либо вы-бора со стороны человека. Людей невозможно назвать «свободными» в абсолютном смысле: они - существа зависимые, и их выбор ограничен возможностями, предо-ставленными Богом. Тем не менее, решения, которые людям надлежит принимать - реальны, и они будут призваны к ответу за сделанный выбор: принять или отверг-нуть утверждения Иисуса о нем самом и о его отношениях с Богом.

Вслед за двумя цитатами из Исаии в Ин. 12, 38.40, евангелист делает вывод, что «Исайя... видел славу Его (Иисуса)» (Ин. 12,41; ср. 8, 56). В свете предшествовавшей цитаты из Ис. 6, 10, фоном для этого утверждения, очевидно, служит повествование о призвании в Ис. 6 (Bultmann 452п4; Dodd 1952: 36). Это подтверждают и Таргумы: Таргум Ионафана на Ис. 6, 1 заменяет «видел я Господа» на «видел я славу Господа»; в том же таргуме «Царя, Господа Саваофа» в Ис. 6, 5 заменено на «славу скинии вечного Царя, Господа Саваофа» (Carson 1991: 449).

Однако при том, что autou («Его») вероятно, указывает на Иисуса (см. Carson 1991: 449; Morris 1995: 538; Ridderbos 1997: 445; Brown 1966-1970: 484), евангелист не говорит, что Исайя видел самого Иисуса, но что он видел его славу. Поэтому нет необходимости считать, что Исайя видел «предсущего Христа» (Schnackenburg 1990: 2:416; ср. Talbert 1992: 180; D. Μ. Smith 1999: 244) или что он видел Иисуса «в некоем образе до воплощения» (Carson 1991: 449), хотя представление о предсущем Христе, который присутствовал и действовал в истории Израиля, есть и в другом месте НЗ (1 Кор. 10, 4; см. тж. Филон Александрийский, Dreams 1.229-230), и более поздние толкователи рассуждали о том, что пророк взирал в будущее и видел жизнь и славу Христа (ср. Сир. 48, 24-25; Вознесение Исаии [II столетие н. э.]; в других местах еван-гелист утверждает, что узреть Бога невозможно [ср. Ин. 1, 18; 5, 37; 6, 46]).

Скорее Исайя предвидел, что Богу будет угоден страдающий Раб Божий, кото-рый «возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52, 13), но который «изъязвлен был за грехи наши» и «понес на Себе грех многих» (Ис. 53, 5.12) (см. Evans 1987). Итак, Исайя знал, что слава Божья будет явлена через страдающего Мессию - что толпе представлялось невозможным (Ин. 12, 34). Подобно Аврааму, Исайя видел «день» Иисуса (ср. Ин. 8, 58).

За окончательным осуждением неверия иудеев в Ин. 12, 37-43 следует нечто вроде эпилога (соответствующего прологу), который завершает первую часть это-го Евангелия и состоит из призыва, высказанного Иисусом. В несколько стилизо-ванной форме евангелист здесь «искусно подводит итог многих линий его (Иисуса) учения» (Carson 1991: 451). Весь заключительный отрывок опирается на иудейское учение о представительстве, согласно которому посланник является полноправным представителем пославшего (ср. т. Вег. 5:5). Иисус вновь говорит о том, что он при-шел в мир как свет, для избавления всех, кто верит в него, от тьмы (см. Ин. 1, 4-5.9; 3, 19; 8, 12; 9, 5.39).

Заявление Иисуса в Ин. 12,49 (ср. 5, 19-47; 7, 17; 10, 18) о том, что он говорит не от себя, но следовал руководству Отца, пославшего его, восходит ко Втор. 18, 18-19. Утверждение Иисуса, что заповедь Отца есть вечная жизнь, также соответствует смыслу Второзакония, где Божьи заповеди обеспечивают основу, исходя из которой Израилю надлежит исполнить свое призвание народа, отделенного для Бога (напр., Втор. 8, 3; 32, 46-47). Но ныне здесь тот, кто больше Моисея: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). И на этом Евангелие завершает круг, и готовится почва для повествования о том, к чему привело неприятие иудеями Иисуса как Мессии, и того, как Иисус готовил новую мессианскую общину для служения в мире.
Правды ищи, дабы ты был жив ...